Обнаружение своего настоящего «Я»

Автор Сергей Мэнтгур Опубликовано: Июнь - 3 - 2015

Обнаружение своего настоящего "Я"

Обнаружение своего настоящего Я
Однажды вечером, во время вечернего полета в Калифорнию, где нам предстояло провести тренинг, мы начали обсуждать различные уровни личностного роста, через которые проходили в ходе нашей внутренней работы. Частью нашего обсуждения было то, сможем ли мы когда-либо, условно говоря, «увидеть свет в конце тоннеля», так как каждому из нас приходилось постоянно сталкиваться с большим количеством боли по мере того, как мы «раскапывали» слои невротических привычек и нерешенных проблем нашего прошлого. Нам также было интересно, одни ли мы проходим через процесс так называемого «раздевания» луковицы, или все это применимо ко всем. Мы находились в полете несколько часов и на протяжении всего этого времени записывали наши наблюдения и сравнивали наш опыт. Когда мы приземлились, то у нас родилась следующая модель, над которой мы продолжили думать и которую продолжили улучшать в течение нескольких последующих лет.

Тот вывод, к которому мы в конце концов пришли в тот вечер в самолете, было громогласное «да!». Наше убеждение в том, что процесс «раскапывания своего настоящего «Я » является точным описанием процесса трансформации, нашло свое подтверждение по прошествии времени. Несмотря на то, что раскапывание различных пластов нашей психики означало, что нам придется пройти через слои боли и негатива, осознание старого накопленного психического мусора, который нам не хотелось трогать, это все-таки стоит делать. В ходе этого процесса можно раскопать наше Сущностное «Я», наше «золотое ядро», которое не только ждет нас, но и умоляет нас его найти. Работа должна пройти через каждый слой, когда мы будем раскапывать старые внешние структуры личности, что позволит нам пройти глубже, к более глубоким истинным качествам нашего настоящего «Я». Так как мы сами несколько лет проходили через этот процесс, то мы идентифицировали девять отчетливых пластов процесса самообнаружения. Эти девять пластов не соответствуют ни девяти типам личности, ни девяти Уровням развития каждого типа. Рассматривайте их как различные «миры», с которыми вы столкнетесь по мере того, как вы будете исследовать глубже и глубже Сущностные качества вашей духовной природы, — это как девять «одежек» луковицы. По мере того как мы еще думали и рассуждали по поводу пластов и обучали этому своих студентов в течение нескольких лет, мы не только убедились в правде и полезности этой теории, но и увидели те ее части, которые обнаружили другие люди, занимающиеся духовной работой в других системах. Эта карта процесса трансформации соединяет то понимание, к которому приходят все, кто сталкивается на своем пути с препятствиями Внутренней работы.

 

ПЕРВЫЙ ПЛАСТ: Наше обычное представление о себе
Этот первый пласт состоит из идей и представлений о том, кем бы мы хотели быть и как мы автоматически себя себе представляем. Это обычно включает в себя некоторую степень величия и иллюзии. Например, мы можем думать о том, что никогда не обманываем или никогда не опаздываем, или всегда сначала думаем о других, а потом о себе, и так далее. У нас также могут быть и негативные точки зрения по поводу нас самих: что мы невнимательны, или необразованны,
или у нас нет спортивных данных. Находясь под влиянием своей личности, мы редко ставим под сомнение эти глубоко сидящие в нас представления о себе, и мы заводимся с полоборота и сильно реагируем, если другие люди ставят под сомнение или не разделяют наше (иллюзорное) представление о себе.

 

ВТОРОЙ ПЛАСТ: Наше действительное поведение
Если мы пойдем по пути Внутренней работы и начнем себя какое-то время наблюдать, мы станем замечать, что наше поведение не соответствует нашему представлению о себе. Это осознание позволит нам добраться до второго пласта, когда мы начинаем «ловить себя в действии». Мы можем думать о себе, что мы всегда говорим правду, но в действительности мы можем начать замечать, как часто обманываем себя для того, чтобы избежать конфликта или сделать людям приятное. К счастью, у каждого из нас бывают спонтанные моменты, когда мы можем увидеть правду о нас самих и о наших возможностях, которые больше того, что мы предполагаем. Но для того, чтобы эти моменты длились дольше и они происходили чаще, мы должны реально оценить, что с нами происходит, для того чтобы начать искать пути чаще и чаще жить осознанно. Это означает, что мы будем искать то, что поможет нам на нашем пути внутренней работы, — книги, практики, друзей или профессионалов, как то терапевтов или учителей. Только для того, чтобы оставаться на уровне этого пласта, не говоря уж о том, чтобы двигаться глубже, нам необходимо все больше и больше развивать нашу способность присутствовать в Настоящем. Чем глубже мы идем, тем больше Присутствия нам потребуется.

 

ТРЕТИЙ ПЛАСТ: Наши внутренние отношения и мотивации
Если мы будем продолжать свой Путь, начнем замечать свое отношение к происходящему и причины, которые влияют на наше поведение. Что заставляет нас делать то, что мы делаем?
Мы делаем что-то, чтобы на нас обратили внимание? Или потому что мы обижены на свою маму? Или потому что мы хотим освободиться от своего чувства боли или стыда? Психоанализ или большинство способов терапевтической работы ставят своей целью добраться и осознать этот уровень «себя» с тем, чтобы наше поведение не было автоматически обусловлено бессознательными импульсами. Чем больше мы задумываемся над этими вопросами, тем более амбициозными становятся наши ответы, так как часто невозможно сказать, что является причиной того или иного поведения.
На уровне этого пласта мы видим глубину того, как мы научились себя вести и какие привычки приобрели, а также то, сколько из всего этого уходит корнями в проблемы целого поколения наших предков и нашей культуры. Основная мотивация нашего типа (особенно наша Основная Боязнь и Основное Желание) является важным барьером, который не позволяет нам освободиться от автоматических привычек нашей личности и ее реакций. Понимая наши мотивации, мы начинаем ловить обрывки того, чего же на самом деле хочет наша душа. Наши мотивации говорят нам о том, чего, по нашему мнению, нам не хватает и чего, соответственно, мы хотим в той или иной форме.

 

ЧЕТВЕРТЫЙ ПЛАСТ: Наши глубинные эмоции и напряжение
По мере того как мы будем больше себя осознавать в Настоящем, мы начнем обнаруживать свои ощущения, что происходит с нами в данный конкретный момент. Например, на уровне пласта 2 мы понимаем, что делаем вид, что заинтересованы в том и ли ином разговоре на вечеринке.
На уровне пласта з мы понимаем, что нам на самом-то деле хочется с этой вечеринки уйти, а на уровне пласта 4 мы можем обнаружить, что чувствуем некое возмущение в желудке или напряжение в области плеч или шеи. Если мы разовьем в себе способность в достаточной степени наблюдать себя, мы начнем замечать более тонкие уровни мышечного или энергетического напряжения в своем теле или же те области нашего тела, где энергии нет или она заблокирована.
Расслабление и дыхание могут сыграть здесь важную роль. Пласт 4 требует намного большей способности чувствовать свое тело в Настоящем, чем это требуется на уровне предыдущих пластов.

 

ПЯТЫЙ ПЛАСТ: Наши ярость, Стыд, Страх и Сексуальные влечения
Если мы сможем пройти через процессы, через которые нам придется пройти на уровне Пласта 4, по мере продвижения еще глубже мы столкнемся с более примитивными — и, возможно, более болезненными для нас — эмоциональными состояниями. Это включает в себя три «основные эмоции» Эго: гнев, стыд и страх, которые управляют, соответственно, Инстинктивной, Эмоциональной и Интеллектуальной Триадами. Также на уровне этого Пласта мы сталкиваемся с примитивными инстинктивными энергиями (основой инстинктивных проявлений) в их самой несовершенной форме — жажда к самосохранению, жажда социальной связи с сородичами и сексуальная жажда. На этом же уровне проявляются и примитивные состояния привязанности, недовольства и отрицания. Находясь на уровне этого пласта, мы обычно чувствуем себя очень некомфортно, и вот почему нам нужны практики расслабления, а также, что особенно важно, нам необходимо занять позицию неосуждения в отношении того, что мы можем в себе обнаружить по мере того, как мы будем прорабатывать те вещи, которые начнут проявляться. Традиционная психотерапия останавливается на уровне этого пласта.

 

ШЕСТОЙ ПЛАСТ: Наши Скорбь, Раскаяние и Неполноценность Эго
Этот пласт не имеет ничего общего с виной или обычными чувствами печали или потери, что мы переживаем в течение нашей жизни. Это, вернее, душераздирающая скорбь и естественное раскаяние, с которыми мы сталкиваемся, когда нам становится ясно, насколько глубоко и полностью мы отделились от нашей Сущности. Этот пласт подразумевает, что на этом уровне мы должны пройти через большое количество «осознанного страдания», когда ищущий допускает это с намерением пройти не только через процесс, но и найти правду. Страдание, через которое мы здесь проходим, является очищающим в самом хорошем смысле этого слова, освобождающим нас от всех еще оставшихся иллюзий нашего Эго, так как на эти иллюзии мы уже смотрим через призму Сущности и правды. Здесь уже нет плохих или хороших, и поэтому уже некого винить за то состояние, в котором мы находимся. Когда уже все сказано и сделано, этот пласт ощущается как сильная скорбь по поводу того состояния, в котором находится человечество, как ощущение сильного огня, особенно в области сердца. В духовных традициях этот пласт ассоциируется с понятием Темной Ночи Души.

 

СЕДЬМОЙ ПЛАСТ: Пустота
Этот пласт описан во многих Восточных религиях, особенно в Буддизме. На этой стадии мы в полной мере осознаем, что наша Личность — это не что иное, как временная конструкция, история, которую мы себе очень долго рассказывали. Однако тем не менее уход от знакомого Эго ощущается как прыжок в бездну, как то, как если бы мы упали с края нашего мира. Поэтому нужна особого рода вера, чтобы справиться с ужасом и отчаянием, которые неизбежно являются частью этого пласта. На уровне этого пласта мы оплакиваем свою личность, так как она умирает. Но если у нас будет достаточно поддержки и веры, чтобы продолжить движение и преодолеть это препятствие, то мы можем найти то, чего совершенно не ожидаем. Вместо агонии (а это ожидает наша личность) то, что для личности представлялось как «ничто », является как «все», как «сияющая Пустота» (что в Дзен-буддизме называется Шунъята ), из которой все происходит.
Все, что мы знаем как существующее, происходит из Пустоты, она полностью пустая, но в то же время наполнена возможностями. Это наша свобода и источник жизни. На этом этапе уже исчезает различие между наблюдателем и наблюдаемым: что переживается и кто переживает становятся единым.

 

ВОСЬМОЙ ПЛАСТ: Истинное «Я»
Как ни странно, но внутри этого состояния пустоты мы до сих пор ощущаем себя человеческими существами, эффективно функционирующими в этом мире, но наша самоидентификация сосредоточена вокруг нашей Сущности, и нашими действиями руководит Всевышняя осознанность, а не проекты и занятия нашей личности. Чувство личности, индивидуальности остается, но оно соединяется с любовью, благодарностью, благоговением и экзальтацией, изливающихся из нашей души навстречу Бытию в его бесчисленных проявлениях. Это пласт, на уровне которого мы в полной мере олицетворяем собой нашу личную Сущность, что в некоторых священных религиях называется состоянием «Я есть». В Суфизме это называется личной Жемчужиной, Сущностным «Я», личным образом Все вышнего. В Христианстве этот пласт означает начало приобретения Блаженного Видения, состояния, когда индивидуальное «Я» переживает экстатическое постижение Божественного.

 

ДЕВЯТЫЙ ПЛАСТ: Безличностное, Универсальное существо
Об этом пласте невозможно сказать многое, так как он не может быть описан словами: все явления, независимо от степени их тонкости и возвышенности, происходят из него. Если ищущий был в достаточной степени благословлен, чтобы с упорством идти по своему пути в поисках Всевышнего, его душа в конце концов придет к мистическому соединению с Богом. Это единение в некоторых религиях называется Наивысшим, или Абсолютом. Это достижение полной недвойственной осознанности, полного слияния индивидуального сознания с Богом так, что существует только Божественное сознание. Индивидуальное «я » и Всевышний — это одно целое. Это состояние сознания выходит за рамки индивидуального существования и проявляется как безличностная Сущностная осознанность, безграничное Бытие, из которого расцветает проявленная Вселенная. Это конечный пункт назначения, который обещан ищущим великими мистическими религиозными учениями, но очень редко кто может с достаточной степенью постоянства прийти к этому состоянию сознания. В истории только выдающиеся мистики или святые по-настоящему проживали свою жизнь в состоянии такой глубокой осознанности. Но большинство из нас могут, по крайней мере, его попробовать, и часто этого оказывается достаточно. Если хотя бы раз в жизни кому-то удастся почувствовать это состояние, то это может изменить его жизнь кардинальным образом. Как только мы на собственном опыте сможем убедиться в единстве существования, то мы уже не станем относиться к людям, к себе или к подаркам судьбы таким же образом, как относились ранее.

Дон Ричард Рисо, Расс Хадсон

 

 

Комментарии закрыты.

×
×